У многих была такая ситуация – сев за работу и, начав что-то делать, человек впадает в апатию и силу воли парализует. При этом появляется ощущение, что нет ни физических, ни моральных сил. Человек начинает думать, что он ленится. Далее, он начинает бороться с ленью. Для этого он берет себя в руки и заставляет выполнять необходимую работу. Вот только это не помогает надолго и со временем лень возвращается. Человек пытается повторить это еще раз и после неудачи делает вывод, что он ленивый и это невозможно исправить.
Часто люди обращаются к психологам с вопросами как себя заставить работать или учиться. Иногда у них возникает вопрос как побороть лень. Ответ на эти вопросы таков – на самом деле лени не существует. Вся проблема в том, что человек не умеет правильно использовать энергию, которую дала ему природа. Так что, ленивого человека можно сравнить с бедняком, у которого есть участок, где находится клад, а хозяин не знает как им воспользоваться.
Итак, что же представляет собой лень? Если человек не может сделать то, что хочет, значит, его энергия, предназначенная для учебы и работы, заблокирована. Причин этому несколько. Чтобы понять их, рассмотрим конкретные примеры. Вот они.
Допустим, к психологу обратились два студента. Их проблема в том, что они не могут сосредоточиться на учебе. Как только учащиеся садятся за учебник и начинают готовиться к семинару, они впадают в апатию и не могут с этим справиться. Они пытаются взяться за учебу, но им ничего не помогают. Впав в отчаяние, они обратились к психологу.
Разобравшись вместе со специалистом в причинах лени, они пришли к выводу, что ее причины разные. В первой ситуации, студент посещал все актуальные конференции, семинары и лекции, но не понимал объяснения преподавателей. Психолог спросил его, зачем он тогда тратит время на посещения лекций, ведь можно самостоятельно подготовиться дома. Студент удивился и сказал, что так нельзя, он ведь не лентяй и хочет стать специалистом.
Психолог объяснил ему, что все люди воспринимают информацию по-разному. И если студент не понимает объяснения лектора, это не значит, что он глупый, а просто ему надо подыскать подходящий способ обучения, например, не ходить на лекции, когда преподаватель рассказывает материал, который можно прочитать в учебнике самому.
Вторая ситуация была такова – студент перестал посещать семинары и лекции, а изучал предмет самостоятельно. При этом он ничего не понимал. Оказалось, что он не ходит на занятия, так как не до конца выполнил домашнее задание. Он сказал психологу, что ему стыдно приходить на семинары не до конца подготовленным.
Психолог сказал ему, что это не совсем верно. Ведь его чувство стыда блокирует активность и именно поэтому человек сдается при малейшей трудности.
Итак, причины лени могут быть разные, способы борьбы с ней – тоже. Так что, совета, помогающего при любой ситуации нет. Каждому нужен совет, подходящий к конкретному случаю.